Сфера деятельности: пищевая промышленность (технология производства)
Предмет труда: человек-человек.
Объект деятельности: процессы приготовления, оформления и подготовки к реализации блюд, кулинарных и кондитерских изделий, закусок, напитков разнообразного ассортимента.
Вид деятельности: производство блюд, напитков, кулинарных и кондитерских изделий в организациях питания. |
Уровень
образования,
необходимый для
приема на обучение
по ППКРС |
Наименование квалификации (профессий
по Общероссийскому классификатору
профессий рабочих, должностей служащих
и тарифных разрядов)
(ОК 016-94)* |
Срок получения СПО
по ППКРС в очной
форме обучения |
среднее общее образование |
Повар
Кондитер
|
1 год 10 мес. |
основное общее образование |
3 года 10 мес. |
Срок освоения программы увеличен на один год, что позволило учесть не только требования российских работодателей, но и международные требования к подготовке повара и кондитера по компетенциям «Поварское дело» и «Кондитерское дело» движения WorldSkills Russia (далее - WSR) |
Профессиональные стандарты, соответствующие профессиональной деятельности выпускников:
33.011 Повар (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. N 610н)
33.010 Кондитер (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 сентября 2015 г. N 597н)
33.014 Пекарь (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 914н)
|
|
Обучение проводится по
Федеральному государственному образовательному стандарту
среднего профессионального образования
по профессии 43.01.09 Повар, кондитер
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1569)
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППКРС - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс
|
ПРОФЕССИОГРАММА ПОВАР, КОНДИТЕР |
Профессия относится к числу массовых. Соответствующие вакансии имеются
на предприятиях общественного питания (рестораны, кафе, столовые, буфеты, чайные, закусочные), в медицинских учреждениях (больницы, санатории, оздоровительные лагеря);
образовательных учреждениях (школы, детские сады, институты, колледжи, техникумы, училища);
на заготовочных фабриках, фабриках-кухнях, комбинатах полуфабрикатов, кулинариях. |
|
История профессии |
Еще в Древней Греции возник культ Акслепия, мифического врача-целителя, получившего в Риме имя Эскулап. Его дочь Гигея считалась покровительницей науки о здоровье, а верной помощницей их была кухарка Кулина. Она стала покровительницей поварского дела, получившего название "кулинария" (от лат. culina - кухня). Кулинария как наука возникла в России лишь в конце XVIII века. Развитие профессиональной кулинарии связано с появлением предприятий внедомашнего питания. Возникли они еще в Древней Руси. Вначале это были корчмы (от славянского корня "корм"), в которых путники могли найти приют и пищу. Затем появились придорожные трактиры (от лат. "trakt" - путь, поток) - гостиницы с обеденным залом и кухней. В то же время наряду с трактирами в крупных городах России стали появляться рестораны (от фр. "restauration" - восстановление). В России первая кулинарная книга "Поваренные записки" была составлена Сергеем Друковцовым в 1779 г.
Первая кулинарная школа была открыта в Петербурге 25 марта 1888 г. по инициативе профессора И. Е. Андриевского и кулинара Д. В. Каншина.
|
|
Данная образовательная программа, по сравнению с разработанными ранее, имеет в своей структуре меньшее количество видов профессиональной деятельности, соответствует структуре ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, обеспечивает их преемственность, возможность продолжения обучения на следующем образовательном уровне по индивидуальным образовательным программам, в том числе ускоренного обучения. Кроме того уменьшение количества видов профессиональной деятельности произведено не за счет уменьшения содержания программы, а за счет оптимизации ее структуры, что позволит более рационально использовать время, отведенное на освоение профессионального учебного цикла, более четко организовать выполнение программ учебной и производственной практик.
Рекомендации по использованию вариативной части образовательной программы также составлены с учетом требований профессиональных стандартов и международных стандартов WSR по компетенциям «Поварское дело», «Кондитерское дело»
|
Характеристика профессиональной деятельности выпускника |
Область профессиональной деятельности, в которой выпускники, освоившие образовательную программу, могут осуществлять профессиональную деятельность: 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание и пр.).
Видом профессиональной деятельности в соответствии с профессиональными стандартами «Повар» и «Кондитер» является производство блюд, напитков, кулинарных и кондитерских изделий в организациях питания. Основной целью вида профессиональной деятельности является приготовление качественных блюд, напитков, кулинарных и кондитерских изделий, их презентация и продажа в организациях питания.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются процессы приготовления, оформления и подготовки к реализации блюд, кулинарных и кондитерских изделий, закусок, напитков разнообразного ассортимента. |
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: |
быть честным, ответственным;
уметь работать в команде или самостоятельно;
иметь склонность к выполнению работ по обслуживанию посетителей;
обладать способностью к концентрации внимания;
иметь хорошую координацию;
иметь склонность к выполнению ручной работы, обладать подвижностью пальцев рук;
быть физически выносливым;
иметь хорошую оперативную и образную память, объемный и линейный глазомер, чувствовать время, хорошее цветоразличение;
иметь хорошее воспроизводящее воображение, склонность к творческой работе;
иметь способность анализировать производственную ситуацию, быстро принимать решения;
иметь способности самостоятельно критически оценивать результаты своей деятельности, корректировать действия, нести ответственность за результаты работы;
уметь организовывать собственную деятельность, планировать последовательность выполнения работ адекватно заданию;
обладать коммуникативными качествами: иметь навыки делового общения (продуктивно общаться с коллегами, руководством, посетителями), толерантность к многочисленным контактам, уметь конструктивно воспринимать критические замечания, осуществлять поиск требуемой информации различными способами, в том числе и с помощью Интернета;
использовать в работе информационно-коммуникационные технологии. |
|
Медицинскими противопоказаниями для работы по профессии повар, кондитер являются хронические заболевания органов пищеварения, дыхания, опорно-двигательного аппарата, инфекционные и аллергические заболевания, кожно-венерические и нервные болезни; заразные заболевания (например, туберкулез, гепатит, сальмонелез и др.). |
|
Возможные места работы: |
кухни отеля, ресторана и других типов организаций питания;
специализированные цеха, имеющие функции кулинарного производства и изготовления полуфабрикатов или изготовления хлебобулочных, мучных кондитерских изделий;
мучные и кондитерские цеха при организациях питания |
Возможности продолжения обучения |
Повышение уровня профессионального образования в СПО связано с освоением профильных специальностей:
19.03.04 Технология продукции и организации общественного питания;
38.03.02 Менеджмент;
38.03.06 Торговое дело;
38.03.07 Товароведение;
43.03.01 Сервис;
43.03.03 Гостиничное дело.
Повышение уровня профессионального образования в ВПО связано с освоением профильного направления подготовки:
19.04.04 Технология продукции и организации общественного питания;
38.04.02 Менеджмент;
38.04.06 Торговое дело;
38.04.07 Товароведение;
43.04.01 Сервис;
43.04.03 Гостиничное дело.
По программе высшего образования подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки:
19.06.01 Промышленная экология и биотехнология. |
Основные виды деятельности |
Профессиональные компетенции |
ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛУФАБРИКАТОВ ДЛЯ БЛЮД, КУЛИНАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ РАЗНООБРАЗНОГО АССОРТИМЕНТА |
ПК 1.1. |
Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для обработки сырья, приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами. |
ПК 1.2. |
Осуществлять обработку, подготовку овощей, грибов, рыбы, нерыбного водного сырья, мяса, домашней птицы, дичи, кролика. |
ПК 1.3. |
Проводить приготовление и подготовку к реализации полуфабрикатов разнообразного ассортимента для блюд, кулинарных изделий из рыбы и нерыбного водного сырья. |
ПК 1.4. |
Проводить приготовление и подготовку к реализации полуфабрикатов разнообразного ассортимента для блюд, кулинарных изделий из мяса, домашней птицы, дичи, кролика. |
ПРИГОТОВЛЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ГОРЯЧИХ БЛЮД, КУЛИНАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ, ЗАКУСОК РАЗНООБРАЗНОГО АССОРТИМЕНТА |
ПК 2.1. |
|
ПК 2.2. |
Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение бульонов, отваров разнообразного ассортимента. |
ПК 2.3. |
|
ПК 2.4. |
Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение горячих соусов разнообразного ассортимента. |
ПК 2.5. |
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд и гарниров из овощей, грибов, круп, бобовых, макаронных изделий разнообразного ассортимента.
|
ПК 2.6 |
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок из яиц, творога, сыра, муки разнообразного ассортимента. |
ПК 2.7. |
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок из рыбы, нерыбного водного сырья разнообразного ассортимента. |
ПК 2.8. |
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок из мяса, домашней птицы, дичи и кролика разнообразного ассортимента |
ПРИГОТОВЛЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ХОЛОДНЫХ БЛЮД, КУЛИНАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ, ЗАКУСОК РАЗНООБРАЗНОГО АССОРТИМЕНТА |
ПК 3.1. |
|
ПК 3.2. |
Осуществлять приготовление, непродолжительное хранение холодных соусов, заправок разнообразного ассортимента. |
ПК 3.3. |
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации салатов разнообразного ассортимента. |
ПК 3.4. |
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации бутербродов, канапе, холодных закусок разнообразного ассортимента |
ПК 3.5. |
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из рыбы, нерыбного водного сырья разнообразного ассортимента. |
ПК 3.6. |
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных блюд из мяса, домашней птицы, дичи разнообразного ассортимента. |
ПРИГОТОВЛЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ХОЛОДНЫХ И ГОРЯЧИХ СЛАДКИХ БЛЮД, ДЕСЕРТОВ, НАПИТКОВ РАЗНООБРАЗНОГО АССОРТИМЕНТА |
ПК 4.1. |
Подготавливать рабочее место, оборудование, сырье, исходные материалы для приготовления холодных и горячих сладких блюд, десертов, напитков разнообразного ассортимента в соответствии с инструкциями и регламентами. |
ПК 4.2. |
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента. |
ПК 4.3. |
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих сладких блюд, десертов разнообразного ассортимента. |
ПК 4.4. |
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации холодных напитков разнообразного ассортимента. |
ПК 4.5. |
Осуществлять приготовление, творческое оформление и подготовку к реализации горячих напитков разнообразного ассортимента. |
ПРИГОТОВЛЕНИЕ, ОФОРМЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К РЕАЛИЗАЦИИ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ, МУЧНЫХ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ РАЗНООБРАЗНОГО АССОРТИМЕНТА |
ПК 5.1. |
Подготавливать рабочее место кондитера, оборудование, инвентарь, кондитерское сырье, исходные материалы к работе в соответствии с инструкциями и регламентами |
ПК 5.2. |
Осуществлять приготовление и подготовку к использованию отделочных полуфабрикатов для хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. |
ПК 5.3. |
Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации хлебобулочных изделий и хлеба разнообразного ассортимента. |
ПК 5.4. |
Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации мучных кондитерских изделий разнообразного ассортимента. |
ПК 5.5. |
Осуществлять изготовление, творческое оформление, подготовку к реализации пирожных и тортов разнообразного ассортимента. |
|
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ |
ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ |
Требования к квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения, представителей профильных организаций, обеспечивающих реализацию
образовательного процесса.
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими
работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации
образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из
числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5
настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не
менее 3 лет).
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна
отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных
справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).
Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной
программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по
программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях,
направление деятельности которых соответствует области профессиональной
деятельности, указанной в пункте 1.5 настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с
учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям
ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих
опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых
соответствует области профессиональной деятельности, указанной в пункте 1.5
настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, реализующих
образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов. |
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских, тренажеров, тренажерных
комплексов и др., обеспечивающих проведение всех предусмотренных образовательной
программой видов занятий, практических и лабораторных работ, учебной практики,
выполнение курсовых работ, выпускной квалификационной работы.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений (посмотреть) |
|
|
|